Киргизское восстание 1916 года. Б. Исакеев (доклад, 1932 г.)

I. Социально-экономические и политические предпосылки восстания.

Товарищи, дня три тому назад были опубликованы тезисы Средазбюро ЦК ВКП(б) о восстании 1916 года в Средней Азии. В этих тезисах совершенно правильно и четко отражены все основные политические моменты и все основные политические выводы в отношении восстания. Надеюсь, что многие товарищи из присутствующих с этими тезисами знакомы. Это, в значительной степени, облегчает задачу моего доклада о восстании 1916 г. в Средней Азии. Основной задачей доклада сегодня является осветить все основные моменты восстания, в особенности в бывшей Джетысуйской области, в которую входила наша нынешняя Киргизская Советская республика. Я постараюсь изложить в своем докладе больше фактический материал, и этим самым обосновать и доказать правильность тех политических выводов, которые изложены в тезисах.
Прежде чем охарактеризовать соответствующие из этого выводы, я считаю необходимым выяснить основной вопрос о причинах, вызвавших восстание трудящихся Киргизии 1916 года.

Основные причины восстания.

Исторически сложившимися социально-экономическими и политическими условиями и вместе с тем основными причинами восстания 1916 года были:
Первое - безграничная эксплуатация и невыносимый колониальный гнет и грабеж со стороны царского правительства, которые существовали в Средней Азии к моменту восстания. Как раз в 1916 году исполнилось больше 50 лет завоевания Туркестана - царизмом. 50-летний колониальный гнет и политическое бесправие трудящихся масс Киргизии вывели их из терпения и они должны были выступить против этого невыносимого гнета.


Второй основной причиной восстания являлась беспощадная и зверская эксплуатация трудящихся со стороны байско-манапских феодально-патриархальных элементов самой киргизской народности.


Третьей причиной являлась империалистическая война. Вы знаете, что восстание было на третий год империалистической войны. Тяжесть империалистической войны, тяжесть налогов, поборов и т. д. на военные цели, целиком ложилась на плечи трудящихся Киргизии и отражалась на их материальном благосостоянии.
Четвертой причиной послужившей непосредственным политическим поводом к восстанию, являлся набор рабочих на тыловые работы.


Вот основные причины, вызвавшие восстание.


Теперь давайте проанализируем, глубже подойдем к этим вопросам и дадим соответствующий экономический и политический анализ основных условии и причин восстания.

Земельная колонизация Киргизии.


Возьмем во-первых земельный вопрос. Вы знаете, что после завоевания бывшего Туркестанского края, нынешней Средней Азии, царским правительством основная линия была взята на укрепление колонизаторских позиций в Туркестане - главным образом, колониальная политика была направлена на земельную колонизацию Туркестана и в том числе Киргизии.


Каким образом проходил процесс земельной колонизации Туркестанского края и Киргизии? Начало переселения в Туркестан из центральной европейской части России было в 1874 г., т. е. несколько лет спустя после завоевания Туркестана, а завоевание Туркестана как нам известно, относится к 1864 г. Вот с этого момента по 1916 год было переселено в Туркестан свыше 5000 хозяйств, или было организовано 74 самостоятельных новых переселенческих поселков. После этого переселение идет большими темпами и уже в 1916 году русских переселенческих поселков насчитывается в Туркестане 941. Это население занимало около 2 млн. десятин самой лучшей пахотной земли (долиной, хорошо орошенной и т. д.). Что это составляло к посевным площадям тогдашнего Туркестанского края? Эти два миллиона десятин составляли 57,6% общей посевной площади края, иначе говоря, на каждого русского переселенца приходилось 3,17 десятин, а на каждого туземного жителя (киргиза, узбека, туркмена) приходилось 0,21 десятина или в 15 раз меньше чем на русского переселенца. В то время туземное население (узбеки, киргизы, туркмены) составляли ко всему населению Туркестана 94%. Эти 94% занимали всего 42,4% посевных площадей, а 6% русского населения занимали 57,6% посевных площадей. Это для всего Туркестана, а если мы посмотрим глубже на Семиреченскую область, в состав которой входила Киргизия, то увидим что здесь происходила сильнее, чем где бы то ни было в Туркестанском крае колонизация в земельном отношении. Например, к 1915 году русских переселенческих самостоятельных поселков в Семиреченской области было 600, а земли было взято у киргиз 4200 тыс. десятин всех видов (пашни, покос, пастбища), из них одних посевных площадей 1200 тыс. десятин. Самое главное, переселенцам попадали лучшие, наиболее удобные земли.

Вот, товарищи, характерные цифры из которых можно сделать вполне достаточный вывод о том, в какой степени была проведена земельная колонизация во всем Туркестане особенно в Джетысуйской области, тогдашнем Семиречье, следовательно и Киргизии.
Напрашивается такой вопрос - какую цель преследовала такая сильная земельная колонизация и усиленное переселение из центральной России сюда, на Восток, особенно в Туркестан?


Здесь преследовались три цели. Основная цель - таким усиленным переселением крестьян царское правительство хотело немного ослабить или усмирить аграрное движение крестьян в центральной России. В это время, почти во всей центральной России лучшие земли крестьян были захвачены помещиками, помещичья форма землевладения вытесняла в центральной России трудовое крестьянство. Эго вызывало колоссальное недовольство - ряд восстаний крестьянства.
Вторая основная цель, которая преследовалась царским правительством та, что оно хотело использовать колоссальнейшие природные земельные богатства Туркестанского края, в целях создания сырьевой базы хлопка и других технических культур для тогдашней капиталистической промышленности.


Третья цель, закрепить свои колонизаторские позиции, свою колониальную политику в Туркестане, путем создания крепких помещичьих, кулацких хозяйств, на которые можно было бы впоследствии опереться.


Эти три основные цели преследовались царским правительством при проведении усиленной колонизаторско-переселенческой политики. Для того, чтобы подтвердить эту мысль, я зачту только один государственный документ, относящийся к этому времени. На одном из заседаний Государственной думы в 1910 голу, один из виднейших членов ее, некий Трегубов изложил следующие мысли по отношению к переселенческой политике. Он говорит: "По моему мнению, переселение преследует три цели. Первая цель - это дать возможность нашим крестьянам, не имеющим возможности укрепиться, благодаря земельной тесноте в центральной России, осесть на богатых и свободных землях в Сибири (такое же отношение было и к Туркестану - Б. И.). Что касается взглядов на переселение, как на средство разрежения населения, то этот взгляд справедлив лишь отчасти. Можно ли говорить о разрежении населения, если годовой прирост населения в России равен - 2500000 человек, а максимальная цифра переселения равна 700-800 тысячам человек. Другая цель - это эксплуатация громадных богатых земель принадлежащих государству и находящихся в Сибири (следовательно и Туркестане - Б. И.).


Третья и самая важная цель - это укрепление за Россией нашей богатой окраины. Движение народов с Востока на Запад считалось явлением естественным и неизбежным. Тем чаще повторялись оно, чем меньше на своем пути оно встречало препятствий. И вот, мне кажется, что всякий, кому важны интересы государства, должен стремиться к тому, чтобы на нашем Ближнем и Дальнем Востоке создать ту стену, которая являлась бы преградой для движения наших желтолицых соседей. И вот такую-то миссию исполняют наши крестьяне. Коли движение народов с Востока на Запад называется явлением естественным то я смею сказать, что и обратное движение русского народа с Запада на Восток считается таким же естественным явлением. Не оказывается ли в этом движении тот великий гений русского народа, который подсказывает ему идти туда, где грозит опасность для государства, и все те, повторяю, кому дороги интересы государства, должны всемерно способствовать не уменьшению населения, а созданию крепких хозяйств на Дальнем и Ближнем нашем Востоке.
Вот, товарищи, один, достаточно ярко характеризующий тогдашнюю государственную политику в области переселения, государственный документ. С этой целью проводилась усиленная переселенческая политика. Поэтому царское правительство, в то время неослабно и усиленно проводило все необходимые мероприятия, не жалея ни внимания, ни средств, ни энергии. Было создано в Туркестане специальное переселенческое управление, которое стоило очень дорого. Несмотря на это, все-таки это переселенческое управление было специально организовано в Туркестанском крае. Затем была организована его сеть во всей Средней Азии и в Киргизии.
Какой политики держалось царское правительство в части предоставления земель переселенческим хозяйствам? В 1869 г. Туркестанским генерал-губернатором был установлен душевой земельный надел на переселенческое хозяйство до 30 десятин. Совершенно очевидно, что хозяйство, получившее 30 десятин земельной площади, быстро превращалось в кулацкое нетрудовое эксплуататорское хозяйство. Кроме того переселенческим хозяйствам в то время предоставлялась колоссальнейшая государственная помощь и поддержка. Например, переселенческое хозяйство на 15 лет было освобождено от налогов, ему давались разного рода ссуды на обзаведение и ряд других мероприятий.


Указанная государственная помощь оказывалась не для того чтобы помогать русским беднякам, а для того, чтобы достигнуть поставленной перед собой цели - колонизации края, быстрого насаждения на окраине русских крестьян и образования из них помещичье-кулацких хозяйств, на которые можно было бы опереться грабительскому правительству.
Возьмем такой характерный факт из жизни Киргизии. В тогдашнем Пржевальском уезде, бывшем Каракольском кантоне, на берегах Иссык-Кульского озера, на каждую мужскую душу из переселенческих хозяйств падало 9,2 десятин всей земли и 8,5 десятин удобной или вернее пахотной орошенной земли. В Пишпекском уезде, нынешней Чуйской долине на каждую мужскую душу переселенческих хозяйств падало 8 десятин и около 6 десятин пахотной земли.
Теперь сравним, в каком положении в то время находилось туземное население в области земельных отношений. Вот один из государственных документов, характеризующих тогдашнее время. Один из чиновников по земельным вопросам, приезжавший тогда в Чуйскую долину и Каракольский район рисует следующую картину: "у казаков (переселенцев) на один двор приходится запашки 6,1 десятина, у крестьян на один двор приходятся 9,9 десятин удобных пахотных земель, у таранчей и дунганов 3,8 десятин и у киргиз 1,4 десятин. Пастбищ на один двор казаков (переселенцев) приходилось 8,8 десятин, крестьян 17,9 десятин, таранчей и дунганов 4,1 и киргиз 12,4 десятин.


Вот, товарищи, какое было соотношение в использовании земельных ресурсов и распределение их в национальном разрезе. Всячески лучшее и большее количество земель попадало к русским переселенцам, а коренное население было вытеснено на худшие земли, худшие участки и им была предоставлена значительно меньшая площадь земли в сравнении с переселенческими хозяйствами. Коренное население, было вытеснено главным образом в горную часть, где невозможно было заниматься земледелием и вести устойчивое скотоводческое хозяйство, в виду отсутствия и невозможности создания зимней кормовой базы.


Вот основной земельный вопрос, но кроме него есть подсобный вопрос - вопрос арендных отношений. В то время были очень развиты арендные отношения, при чем арендовали, главным образом, те же переселенческие хозяйства. Интересен тот факт, что они получали большие земли, а между тем прибегали к аренде. Чем это объяснялось? Во-первых, тем, что у киргиз остались главным образом целинные земли, которые киргизы своими орудиями (омач и т. д.) обработать не могли. Другого более приспособленного инвентаря, плугов и т. д. киргизы не имели. Между тем целина дает колоссальнейший урожай по сравнению с обработанной площадью. Это был основной момент благодаря которому переселенцы прибегали к аренде.
Во-вторых, земли в то время сдавались в аренду родоначальником или байско-манапскими элементами. Вы знаете, что в то время киргизская беднота не являлась настоящим хозяином своего участка. По существу манап и родоначальник мог кому угодно продать ее (землю), сдать в аренду, получать за нее арендную плату и т. д. Именно исходя из этого, в то время байско-манапские элементы, не смотря на земельную тесноту, за очень дешевую арендную плату сдавали землю бедноты в аренду.
Кроме того арендный вопрос в то время разрешался так, что в аренду земля сдавалась в порядке составления соответствующего приговора от общества или от соответствующего почтенного лица того или другого аула или кишлака. Так как этими почтенными достоверенными лицами для царского правительства являлись байско-манапские элементы, то они и составляли приговоры и отдавали землю в аренду сроком на 30-35 лет. Почему переселенцы были заинтересованы в том, чтобы арендовать землю сроком на 30-35 лет? Потому, что по истечении этого срока вряд ли эти земли были бы возвращены киргизам.


Вот эти моменты послужили к усиленному развитию арендных отношений.
Переселение в то время происходило по двум основным линиям: во-первых, плановое переселение, когда крестьяне переселялись с помощью государства и во-вторых, самовольное переселение. В виду того, что приезжающие сюда крестьяне получали лучшие и наиболее удобные земли, при чем получали их в большом количестве, безземельные и малоземельные крестьяне центральной России стремились сюда. Отсюда усиленное самовольное переселение.
Вот маленький пример, характерный для Киргизии. В бывшей Багишской волости, Пишпекского уезда (это сейчас в Беловодском районе) есть поселок Петровский. Этот поселок был захвачен хозяйствами, самовольно переселившимися и они стали вытеснять не только местных жителей киргиз, но и старых жителей русских. Люда приехали, заняли землю и стали проводить свою работу. Киргизы и русские, вытесненные с земли, протестовали, подали жалобу уездному начальнику и земельному управлению. Этот вопрос тянулся 10 лет, дело дошло до Туркестанского генерал-губернатора, а в течение этого времени приезжали все новые и новые люди, и количество хозяйств все увеличивалось. После упорной борьбы все-таки киргизы добились разрешения от уездного начальника на возврат взятых у них земель. Но в тот момент когда нужно было проводить в жизнь мероприятия по освобождению и возвращению киргизам земли, Туркестанский генерал-губернатор отдал приказ "оставить самовольцев на месте" и они остались.


Этот случай не единичный. Таких случаев было много. Этим характеризуется как развивалось самовольное переселение.


Земельная колонизация, кроме того, шла по линии захвата главной части оросительной сети, ибо тогда поневоле киргизское население освобождало и нижнюю часть.
Возьмем такой характерный пример. Есть место Байтик, Павловка (в Аламединском районе), которая находится близко к главным сооружениям оросительной сети. Переселенческие хозяйства начали там самовольно осаживаться, захватили в свои руки оросительную сеть и, в конце концов, заставили киргиз освободить нижнюю часть, т. к. не давали им по несколько лет туда воды. И таких примеров было много.
Итак самовольный захват земли шел по линии захвата лучших земель, главных строительных каналов, оросительной сети и т. д. Практиковался самовольный захват сенокосов, лучших пастбищ, а затем запрещали киргизам даже прогонять скот по скотопрогонным дорогам или при прогоне скота за каждую голову взимали определенную плату. Мы видим отсюда, что по всем линиям проводилась соответствующая колонизация.


Вот, товарищи, что может в основном характеризовать существовавшие тогда земельные отношения.


В условиях Туркестана, где в то время отсутствовала промышленность, единственной основной отраслью народного хозяйства края было сельское хозяйство, вся жизнь населения была связана с сельским хозяйством, следовательно с землей.
Отнимая у трудящегося коренного населения самые лучшие земли без всякой компенсации и вознаграждения царское самодержавие тем самым отнимало у трудящихся дехкан единственный основной источник средства к существованию и хозяйственной жизни.


Какие после этого можно искать другие причины, вызвавшие восстание 1916 года. Можно еще ряд примеров привести в отношении действий местных баев и манапов в земельном вопросе. Я уже говорил, что землевладельцами в то время являлись не бедняцкие и середняцкие хозяйства сами, а баи и манапы и местные чины. Они могли в любое время продать и сдать в аренду любой участок. Кроме того у них была политика просто захвата или превращения в свою собственность наиболее удобных, самых лучших земель, оставшихся от переселенцев. Например, в бывшем Пишпекском уезде, ныне в Аламединском районе недалеко от нас находится село Таш-Тюбе, там жил один знаменитый манап - Байтык. Местные киргизы и русские старожилы его хорошо знают. Вот этот Байтык своей собственной землей объявил всю долину до самой Верхней Аларчи, начиная от нынешнего Дома отдыха. Вся эта долина принадлежала ему (на этой местности сейчас размещено в целом Таш-Тюбинское селение) и ни один киргиз, ни один русский трудящийся крестьянин не смели не только заехать, но не могли через эту местность прогнать скот. Не то чтобы пасти скот, но и прогнать его. Там водилось много фазанов. Один дехканин, киргиз, однажды поймал там одного фазана и взял его домой. Байтык узнав это в порядке штрафа отобрал у него 9 голов крупного скота.


Другой пример: в Кочкорке, я сам являюсь живым свидетелем этого случая, был знамениты манап Кобогон Ажи. Весь берег реки Кочкорки, все самые лучшие земли, примерно, на расстоянии 12-15 верст были им объявлены своей собственностью и ни один киргиз не смел ни одной птицы поймать в этих местах без его разрешения.
Затем другой знаменитый манап Шабдан, который сам жил в Чуйской долине, поехал в Кара-кол, увидел берег озера Иссык-Куля от ст. Рыбачьего до Торайгыра, самые лучшие места для охоты и объявил это место своей собственностью, для охоты своих сыновей, и никто без его разрешения не смел туда заехать.


Несколько слов относительно того, правильно ли проводилась политика в земельном вопросе тогда даже с точки зрения устройства безземельных русских крестьян, путем переселения их из центральной России на Восток, в частности в Туркестан. Безусловно, неправильно, даже если мы будем подходить с этой точки зрения, ибо вы знаете, что основная причина кроется в капиталистической системе землепользования, в помещичьей системе землепользования которая, отнимает колоссальнейшее количество земельной площади у крестьянских хозяйств, оставляя их тем самым без земли, а эта земля обрабатывается путем развития эксплуататорских мероприятий. Создание такой формы землепользования царским правительством еще более усилило бы аграрное движение на Востоке, в Туркестане, о котором мы говорили.

Вот как Владимир Ильич охарактеризовал этот момент, разрешите прочесть маленькую цитату: "но эти верные рассуждения - говорит Ленин - либерального господина Кауфмана заключают в себе тем не менее одну крайне существенную ошибку. Господин Кауфман рассуждает: при данном подборе переселенцев, при данной степени их благосостояния, при данном их культурном уровне земель для удовлетворения нужд русских крестьян переселением безусловно недостаточно. Следовательно - заключает он, защиту кадетской аграрной программы, - необходимо принудительное отчуждение частновладельческих земель европейской России".


Дальше Владимир Ильич пишет так: "Это обычное либеральное и либерально-народническое рассуждение наших экономистов. Строится оно так, что из него получается вывод: будь достаточное количество пригодных для переселения земель можно было бы и не трогать крепостнических латифундий. У господ кадетов и им подобных политиков, насквозь проникнутых точкой зрения благожелательного чиновника, есть претензии стать над классами, подняться выше классовой борьбы, по ихнему выходит, что не потому надо уничтожить крепостнические латифундии, что они означают крепостническую эксплуатацию миллионов местного населения, кабалу его и задержку в развитии производительных сил, а потому, что нельзя сейчас сплавить миллионы семей куда-нибудь в Сибирь или Туркестан. Не на крепостническо-классовый характер русских латифундий переносится центр тяжести, а на возможность примирения классов удовлетворение мужика без обиды помещика, одним словом на возможность пресловутого "социального мира".


"Эти многие миллионы десятин и в Туркестане и во многих других местах России "ожидают" не только орошения и всякого рода мелиорации: они ожидают также освобождения русского земледельческого населения от пережитков крепостного права, от гнета дворянских латифундий, от черносотенной диктатуры в государстве".
Вот, что совершенно правильно и четко в то время высказал Владимир Ильич в аграрном вопросе, в части переселенческой политики. Владимир Ильич оказался совершенно прав, что этой политикой царское правительство безусловно не разрешило земельного вопроса, не разрешило аграрного вопроса и в центральной России, наоборот углубило аграрное движение аграрное недовольство в Туркестане.
Вот характерный пример в отношении роста недовольства царским правительством в Туркестане до 1916. В ХIХ столетии движение характеризуется следующим образом: было Ферганское восстание в 1885 году, большое известное выступление всей Средней Азии, восстание в Ташкенте, тоже большое в 1892 г., потом Андижанское восстание в 1898 г. Кроме того групповых организованных выступлений населения насчитывалось в 1900 г. 75, в 1905 г. 235, 1910 г. 334 и 1915 г. 372. Были также значительные выступления со стороны городского населения, в период с 1901 до 1915 г. было 87 случаев столкновения населения с царской администрацией. В результате таких столкновений было убитых со стороны царской администрации 38 и раненых 47 чел. Эти столкновения не обходились без жертв и для бедноты, но царские чиновники, число жертв со стороны бедноты не считали нужным написать.


Налоговый нажим.


Возьмем другой источник колонизаторской политики - налоговой вопрос. Вы знаете, что в то время в налоговой политике царского правительства был свой классовый подход, дифференциации в сторону облегчения налога для богачей перенесение центра тяжести налога на батрачество и бедноту. В результате чего вся тяжесть налогов ложилась на трудящихся. Старые жители знают, что был, так называемый земский налог. Этот налог взимался в одинаковом размере с каждой кибитки, с каждой юрты, с каждого хозяйства, независимо от того богач это, середняк или бедняк. Кроме того в последнее время увеличился военный и другие налоги, которые тоже взимались без дифференциации в соответствии с имущественным положением. Весь центр тяжести налоговых сборов падал тогда на бедноту и середняка, но байско-манапские элементы находили выход освободиться и от того налога, что падало на них наравне с другими.
Например, взимался налог с каждой головы скота. Что делали тогда волостные управители, старшины, сотники и десятники, все эти люди исключительно обслуживающие интересы богатых, интересы баев? Когда составлялись списки поголовья скота (я сам был живым свидетелем, видел это своими глазами), то у бедняка который имел 10-15 овец, писали 200-300 овец, а у бая который имел 500 - тысячу овец, числилось 30-40 овец.


Вот какое зверское отношение было со стороны чиновников, волостного управителя, аульного старшины, они за эти услуги наживали себе в карман, получали огромные взятки от богачей. Но, от этого страдала беднота, на них перекладывалась вся тяжесть этого налога.


Местный налог, который собирался исключительно для обслуживший манапов, почтенных лиц, волостного управителя, старшины и т. д. Каждый раз поездка волостного управителя в какой бы то ни было ближайший город по государственным и по своим собственным делам стоила колоссальнейших средств, которые после возвращения раскладывались по кибиткам, особенно беднейшим, и с них взимались.
Как в то время развивались взятки? Власть, находящаяся в руках военных представителей русского правительства и гражданской администрации, грабила население по "закону" и без всякого "закона". Взяточничество в то время в Киргизии было обычным явлением: взятки брали все, начиная с городового, полицейского и кончая генерал-губернатором. Разнообразные и неограниченные поборы взимались по всякому поводу и часто принимали характер широко распространенного и самого откровенного грабежа. Нигде и ни в одном из учреждений нельзя было провести ни одного дела не подмазав достаточно хорошо чиновников и переводчиков того или другого аппарата. Взятки были широко распространены и в торговле и в промысловых предприятиях.
Неограниченное количество и несколько-кратные взятки и поборы "чигим" брали киргизские администраторы, родоначальники, манапы и баи. Они грабили население своими "чигимами" по всякому поводу и без всякого повода. В то время считалось модой брать побольше взяток. Те волостные управители и манапы, которые не могли взять взятки у населения, считались плохой администрацией, т. к. не могли в достаточной степени обслуживать свои интересы. Тот, кто мало брал взяток, стоял на плохом счету.


Отсюда, товарищи, очевидно, что та эксплуатация, неограниченная никакими пределами, никакими законами, двойной гнет и грабеж со стороны царского правительства и местной национальной буржуазия, которые существовали в то время, вывели из самостоятельной хозяйственной жизни бедняцко-середняцкие массы и открыли широкий путь к обатрачиванию, нищете, и разорению хозяйств.
Действительно в то время накануне восстания 1916 года мы имели много случаев превращения средних крестьян в бедняков, а бедноты в батраков. Вот каким образом шел процесс развития колониальной политики, процесс развития феодально-патриархальной эксплуатации среднего крестьянства и бедноты со стороны феодально-родовых элементов и буржуазии.


Переселенческие хозяйства, которые пользовались колоссальными преимуществами и этим дешевым батрацким трудом в определенной части их очень быстро превращались в нетрудовые кулацкие хозяйства. Следовательно, те задачи, которые царское правительство поставило перед собой, чтобы на окраинах Востока, в Туркестане Джетысуйской области создать крепкие кулацкие хозяйства, могущие быть опорой для царского правительства, были проведены в жизнь.
Вот характерные цифры - в среднем 50%, а максимум до 90% переселенческих хозяйств имели от одного до трех постоянных батраков и от 3-х до 15 временных сезонных рабочих. Вот, товарищи, каким образом проходил процесс превращения этих хозяйств в нетрудовые эксплуататорские хозяйства. Отсюда росло знаменитое джетысуйское кулачество.


Тяжести судебно-административного нажима.


Возьмем суды и администрацию. Беднякам доступа в суд при обсуждении их жалоб не было, никакого внимания им как со стороны царского правительства, так и местной интеллигенции и местных чиновников в лице волостного управителя и старшины не уделялось.
Я приведу, товарищи, характерную маленькую выдержку из письма одного киргиза, который был арестован, письмо у него обнаружили после ареста. Он пишет следующее: "жаловаться некому, ибо эти жалобы не удовлетворяются. По крайней мере, нет примера уважения киргизских жалоб. Сверх того, киргизские "баш-адамы" (аксакалы) заняты всегда избирательной борьбой из-за должности управителя, аульного старшины и народного судьи, покупаемых на торжественных торгах в присутствии властей российских, правительством установленных. Эта избирательная борьба поглощает все помыслы, душу и жизнь киргизского населения, руководимого невежественными "баш-адамами", так что вопросы о существе нации, земельные и прочие, и прочие не занимают их умов.

Заявляю тебе, что никаких общенародных нужд киргизские "баш-адамы" в лице аксакалов не ощущают и все заняты вопросами о должностях, созданных сначала временным положением 21 октября 1868 года и, затем действующим степным положением 25 марта 1891 года. Так как утверждение выборов законом предоставлено начальникам и губернатору, то развилось в грандиозном размере среди киргиз сутяжничество, кляузничество, шпионство и доносительство. Корысть стала доминирующим стимулом деятельности всех "баш-адамов". Психология киргиз развратилась настолько, что без подкупов и без взяток ничто у них не делается и не творится. Никакой общественной деятельности и никаких общественных надобностей для них не существует. Между тем земли все уходят и уходят под переселение и "баш-адамы" лицемерно восхваляют тех, кто грабит их земли и даже осуждают тех, кто стремится защитить их земли, ибо те, которые идут против начальства, по их мнению, суть дураки".


Вот мнение тогдашнего дехканина по отношению к киргизам, занимающим определенное начальствующее положение. Отсюда ясно, что киргизская беднота в то время не только чувствовала тяжесть гнета царского правительства по всем линиям экономического и политического порядка, но и местных эксплуататорских верхушек.

Влияние империалистической войны и набор на тыловые работы.


Конкретной причиной восстания накануне 1916 года является уже сама тяжесть империалистической войны. Вы знаете, что на третьем году империалистической войны, царская Россия в политическом и экономическом отношении была уже значительно ослаблена. Были усилены военные налоги, всякого рода поборы и пожертвования. Производилась мобилизация и реквизиция лучших лошадей, мобилизация и реквизиция транспортных средств (верблюдов), у населения отбираются кошмы, мешки и арканы и т. д., на военные цели. Эти моменты тоже являются одним из толчков, вызывающих и усиливающих недовольство трудящихся масс Киргизии.
Кроме того, одним из непосредственных поводов послуживших причиной к восстанию, был набор рабочих на тыловые работы. Вследствии трехлетней империалистической войны, безусловно царское правительство было ослаблено и требовался целый ряд мероприятий по увеличению войсковых сил.


Между тем много людей в то время было занято на тыловых работах, как-то: построение ряда военных сооружений, подкопов-окопов, на транспорте и т. д. Одним словом нужна была рабочая сила для проведения этих работ с тем, чтобы часть людей, уже работающих на этих работах снять и с оружием в руках направить для непосредственных военных действий. Когда царское правительство почувствовало свою слабость, то оно подумало о том, что эти работы можно обслужить коренным населением Туркестанского края, этим самым освободив людей для военных действий.

С этой целью 25-VI-1916 царским правительством в лице военного министра был издан приказ провести мобилизацию людей на эти работы среди туземного населения, населения Туркестана (инородцев, как выражается в приказе) в возрасте от 19 до 43 лет.
Здесь царское правительство забыло один момент - свое обещание киргизскому народу и вообще туркестанцам. Когда завоевывался Туркестан, то "ак-паша" (так называли русского царя - белый царь) дал обещание туркестанскому народу, которое до сего времени помнят старики, что их на военные работы брать не будут, заменят мобилизацию военным налогом. Несмотря на это, все-таки приказ был издан и 28-VI этот приказ по телеграфу был передан туркестанскому генерал-губернатору, а последний дает 8-VII свой приказ по Туркестанскому краю. В приказе по Туркестанскому краю он пишет: мобилизации с 19 до 31 г. Этот возраст предполагалось взять на первое время, а потом продолжать мобилизацию до 43 лет. Таким образом по Туркестанскому краю разверсталось 220 тыс. рабочих из них на Джетысуйскую область падало 43 тысячи рабочих.


Приказ царского правительства был составлен со строгим учетом классового интереса туземной буржуазии.


Давайте посмотрим из кого же должна была составляться эта рабочая сила, каков классовый подбор этих людей? Для того, чтобы было ясно, я вам прочту один государственный документ тогдашнего генерал-губернатора. В той инструкции, которую он опубликовал для набора рабочих, говорится следующее: "должны быть освобождены":
1.Должностные лица, волостные, сельские и аульные управители.


2. Нижние полицейские чины из туземцев.


3. Имамы, муллы и мудурессы.


4. Туземцы, занимающие гласные должности, следовательно туземцы, пользующиеся правами дворян, естественных почетных граждан, также лично пользующиеся правами почетных граждан, манапы, аксакалы и т. д.


5. За каждого находящегося на службе в Текинском полку (это относится к Туркмении) или других войсковых частях туземцы освобождаются от наряда на тыловые работы по три ближайших его родственника из числа братьев, сыновей племянников по мужской линии.
6. При практикующемся среди туземцев найме за себя рабочих, установить как общее правило, что туземец может взять за себя исключительно только туземца, при этом обязательно русского подданного, отнюдь не иностранца, русские тоже не подлежат найму. Туземные евреи должны взять за себя только еврея и т. д.


Вот какова была классовая сущность опубликованного приказа. Отсюда совершенно ясен вопрос о том, кто должен был идти на эти работы: безусловно, в первую очередь бедняки и середняки. Богачи и всякие другие лица, которые мы перечислили были освобождены, баи даже могли купить себе людей, для того, чтобы освободить своих сыновей. Так и получилось, когда происходил набор (мы являемся живыми свидетелями этого), когда составлялись списки, в них не попал ни один бай, ни один манап или волостной старшина, попали исключительно бедняки и батраки, в случае же если у богача попадал сын или родственник, он подкупал бедняка или батрака и зачислял его в счет рабочих.


Следовательно можно сделать вывод, что во-первых, те политические, социально-экономические условия о которых мы выше говорили являлись основными причинами и во-вторых непосредственный повод - набор рабочих на тыловые работы, послужил новым толчком и непосредственной причиной к восстанию 1916 г.


Настроение населения накануне восстания можно охарактеризовать так: мы имели недовольство основных масс бедноты и среднего крестьянства, которые открыто заявили: все равно на эти работы не пойдем, лучше будем умирать здесь, лучше будем воевать с теми, кто будет способствовать этому набору. Молодежь, особенно призываемых возрастов, скоплялась кучами и подготовляла свои позиции для того, чтобы оказать сопротивление. Были такие настроения, чтобы ни в коем случае не давать приговора списка правительственным органам.


Были такие случаи, что иногда местная администрация в лице волостного управителя, народного судьи и старшины составляла заочные списки призываемых, заочные приговоры о согласии к призыву, и отдавала их правительственным учреждениям.
После выявления этих моментов беднота приняла метод наступления в первую очередь на местные чины. Были случаи, когда отбирали у волостного управителя и аульного управителя печать для того, чтобы они не давали приговоры. Несмотря на это все-таки последние давали иногда скрыто, незаметно эти приговоры.


Отсюда совершенно очевидно, что против набора были беднота и батрачество и середняки, а баи, манапы и местные чины были за набор, ибо благодаря этому, они подкрепляли свои экономические и политические позиции, развивали колоссальнейшее взяточничество, наживали на этом большие деньги. Кроме того, им ничего не стоило дать киргизскую бедноту и батрачество на эти работы. Отсюда классовая сущность этого вопроса и классовый подход к изучению и определению содержания восстания.

Выводы.

Отсюда можно сделать вывод по части уже высказанных вопросов.
Первый вывод можно сделать такой, что благодаря колонизаторской политике царского правительства, мы наблюдали накануне восстания 1916 года рост эксплуататорских возможностей переселенческих кулаков, на основе захвата лучших земельных и водных источников.
Второй вывод, укрепление капиталистических тенденций переселенческих кулацких хозяйств за счет эксплуатации местного туземного батрачества и русской бедноты.
Третий вывод, что национальная буржуазия в лице баев и мапапов благодаря усердной поддержке царского правительства, укрепляла свои патриархально-феодальные отношения и способы эксплуатации местного батрачества и бедноты.
Четвертым выводом из всего вышесказанного можно сделать укрепление политической и экономической мощи эксплуататорской верхушки русских переселенческих кулаков и местной национальной буржуазии, составляющих в то же время самое мизерное меньшинство по отношению ко всему населению Туркестана и Джетысуйской области, благодаря неограниченной эксплуатации трудящихся масс, при помощи царского правительства.
Наконец пятый вывод - быстрое разорение, обнищание, составляющих в то время огромное большинство населения туземных батраков, бедняков и середняков, что создавало усиление роста недовольствия.


Вот, товарищи, каковы политические выводы. С одной стороны мы видим укрепление и рост эксплуататорских возможностей незначительного количества людей, с другой стороны угрожающее падение культурно-бытового, экономического благосостояния местной бедноты и батрачества, составляющих огромное большинство.
Отсюда можно сделать совершенно правильный общий вывод, что основная масса киргизских трудящихся дехкан, благодаря такой политике, не имела возможности вести земледельческое хозяйство из-за отсутствия соответствующих земельных участков и поэтому будучи всячески вытеснена в нагорные части, она стремилась вести животноводческое хозяйство. Но вести там устойчиво животноводческое хозяйство они также не могли, ибо в горной части они не имели возможности создания прочной кормовой базы. Отсюда создалось такое положение, это и киргизские скотоводы в то время всячески были обречены на джут и бескормицу. Отсюда, как следствие, падеж скота и неустойчивое состояние скотоводческих хозяйств отсюда и те неустойчивые, экономические маломощные животноводческие хозяйства, которые мы имели в условиях Киргизии и которых сейчас Советская власть и коммунистическая партия переобразуют и переустраивают на социалистической основе.
Вот эти самые отсталые, примитивные формы, в некоторых случаях полунатуральные формы скотоводческого хозяйства остались, как следствие царской колониальной политики и в нашем теперешнем Киргизстане.


Вот вся сумма этих условий являлась причиной восстания 1916 года. Объяснять восстание только набором киргиз на тыловые работы не приходится. Этот набор явился только непосредственным политическим поводом, дал стимул, толчок, несколько лет накоплявшимся исторически-сложившимся экономическим причинам, которые я вам обрисовал.

II. Характер восстания и его движущие силы.


В связи с этим, можно определить, что в основном являлось движущей силой восстания. Безусловно, движущей силой восстания 1916 г. являлась в Киргизии дехканская масса в лице бедноты, батрачества и середняков. Всю тяжесть восстания как в области наступления, так и в области поражения понесли на своих плечах они.

Характер самого восстания.


Характер восстания в основном был национально-освободительным. Восстание свой удар направило к разгрому царской администрации, нападению на учреждения участкового начальника, нападению на уполномоченных этих участковых начальников, на управления переселенческой политики, нападению на почтово-телеграфные конторы и почтово-телеграфных чиновников и т. д. Основной огонь был сосредоточен на этих участках. По имеющимся данным только по Пржевальскому (Иссык-Кульская котловина) и по Пишпекскому уезду повстанцами было убито из войсковых частей около полудесятка офицеров, 60 нижних чинов, около 50 были ранены и несколько десятков нижних чинов были повстанцами захвачены в плен. Кроме того были нападения на переселенческие поселки, на русских кулаков и зажиточных. "Основной движущей силой восстания являлись дехканские и скотоводческие массы Средней Азии и пролетарские и полупролетарские элементы коренного населения городов, находившиеся под двойным гнетом российского империализма и местных эксплуататорских классов.

Они выступили прежде всего против царских администраторов, гнавших их на мировую бойню, на тыловые работы.

В стремлении ликвидировать колонизаторскую политику правительства и ее губительные последствия, повстанцы в районах наиболее широкого развития колонизации (Киргизия) обрушили свои удары на кулацко-зажиточные слои населения русских поселков". (Из тезисов САБ ЦК ВКП(б)) Вот основная характеристика самого восстания.
В чем выражалась политика байско-манапских элементов и в то время существующих буржуазных партий в этом восстании.

Инициатором восстания являлось само батрачество, беднота и середняцкая масса коренного населения. Эсеровская партия была в то время за политику колонизации края, за захват земель, ибо программа эсеровской партии, которая существовала в Туркестане, сводилась к программе земельной колонизации о которой мы говорили.
"Эсеры, пишет тов. Федоров Е., переносили борьбу за землю, крестьянина против помещика в Туркестане в плоскость борьбы крестьян переселенцев за киргизскую землю. Это была определенная контрреволюционная работа эсеров в Туркестане".
Существующие в то время так называемые "джадидизм" и "панисламизм" никакого интереса для киргизских трудящихся, и трудящихся Туркестана в целом не представляли.
Джадидизм, как все буржуазные течения, проявлял только свою буржуазную ограниченность и никакого толчка, поддержки по отношению к революционному восстанию дехканства не оказал.

"Панисламизм", в силу своей реакционности, всячески стремился укрепить феодальные отношения и старую систему эксплуатации. Следовательно, эта буржуазная организация тоже не оказала помощи, чтобы дать революционный толчок этому восстанию.
Благодаря своей природе, как буржуазного политического течения, эти обе организации не могли возглавить и вести восстание на штурм капиталистического господства.
Многие киргизские манапы занимались предательской политикой и сыграли агентурные роли во время восстания 1916 г.

Я вам сейчас оглашу важнейший документ. До сего времени этот документ в нашей печати, к сожалению, достаточного освещения не получил. Таш Худайбергенов выступая в печати о 1916 годе уверял, что Шабданов и ряд других манапов являлись фактическими руководителями восстания. При этом он называл фамилии сыновей Шабданова.
Я приведу документ, характеризующий, какую позицию занимали Шабдановы во время восстания и до восстания. Многим известно, что один из сыновей Шабданова был в то время волостным управителем, он с честью выполнил свое торжественное обещание данное царскому правительству, во время получения знака управителя, о том, что он никогда не будет чинить зло для царского правительства и честно, добросовестно будет выполнять его приказания. Так он со своим братом и сделал и во время восстания его брат приехал в Пишпек к уездному начальнику, где заявил, что киргизская молодежь, особенно беднота и батрачество сопротивляются мобилизации рабочих и выражают недовольство.
"...Судя по настроениям эта молодежь будет стоять против набора рабочей силы. Поэтому, дайте специальные войска для того чтобы под нажимом и давлением провести реквизицию рабочих. Такую позицию занимал накануне восстания один из сыновей Шабданова Хисаметдин.

Теперь возьмем действия другого Шабданова. Пишпекский уездный начальник после восстания написал рапорт генерал-губернатору. В этом рапорте он пишет: "собрались огромные толпы повстанцев", затем Сарыбагишский волостной управитель Кемель Шабданов и другие почтенные лица стали убеждать толпу в бесплодности этого выступления, но толпа закричала: "Принять священную смерть".
Можно привести и другой пример. Некоторые говорят, что манап Канат Абукин был фактически руководителем восстания в загорном районе. Это тоже неверно.

Вот документ который характеризует Каната, не как руководителя восстания, а как предателя восстания. Вот его собственные показания после того, как его задержали и допрашивали. Он говорит следующее: "7-го (8-го августа начало восстания - Б. И.), мы в числе около 300 человек были во дворе уездного управления, куда к нам вышел уездный начальник Путинцев, к которому мы собрались с заявлением, что молодежь не соглашается давать людей и т. д. С уездным начальником говорили трое в присутствии остальных, а именно: Хисамутдин Шабданов (Сарыбагишская волость), Курман Лепесов (Курманходжинская волость) и я. Переводил письменный переводчик Абдукерим Садыков. Уездный начальник Путинцев нам ответил, что он должность сдал и нам нужно говорить с новым уездным начальником Рымшевичем, а он хочет обратиться к нам с просьбой, в виду его ухода с должности и в честь его построить для больных на Арасане (Иссыгатинские минеральным воды) барак. Мы тут же согласились дать со всех бывших тут волостей по 30 копеек с каждой кибитки. Во время разговоров с Путинцевым к нам вышел Рымшевич, к которому мы обратились с тем же заявлением о нежелании молодежи подчиняться требованиям о составлении списков и приговоров и просили его вызвать войска. Это заявление было сделано в присутствии Путинцева, добавляю, что о вызове войск мы просили Путинцева. В начале августа 1-го, 2-го или 3-го с просьбой о вызове войск мы обратились и к Меньшикову, который приезжал к нам по поводу набора лошадей. Меньшиков нам ответил, что он сам едет в Пишпек и доложит уездному начальнику. После этого он был в Пишпеке и присутствовал 7 августа, когда мы были у уездного начальника. Рымшевич с нами не разговаривал, а просто повернулся и ушел, из этого мы заключили, что нас вызвали не для того, чтобы решить наболевший вопрос о призыве рабочих, а для того, чтобы мы пожертвовали деньги на постройку на Арасане барака имени Путинцева".

Этот документ совершенно ясно и четко показывает, какую роль играли киргизские манапы во время восстания. Следовательно совершенно неправильно будет утверждение о том, что киргизские баи и манапы являлись фактическими руководителями восстания.

Они под сильным давлением дехканских масс, из-за боязни - чтобы удар наступления не был направлен непосредственно по ним и из-за боязни, чтобы не потерять свои родовые и манапские авторитеты среди населения, шли с массами в некоторых местах очень формально и не по существу, временно стояли во главе движения.
Действительно фактическими руководителями восстания они не являлись. Благодаря родовым и патриархальным отношениям сильному экономическому и политическому влиянию их в то время на население и благодаря отсутствию серьезной работы среди трудящихся по разоблачению их предательской агентурной роли во время восстания, некоторые из них стали ханами. Мокуш Шабданов, Канат Абукин и другие были назначены ханами.

Если они открыто и активно выступали бы против неудержимого исторически сложившегося восстания, они, безусловно были бы лишены этих привилегий и авторитета и получили бы чувствительный удар.


Подавление восстания.


Прежде чем перейти к основной части моего доклада - к выводам, разрешите остановиться на вопросе подавления восстания и на состоянии восставших во время бегства в Китай и возвращения обратно. Я постараюсь изложить это коротко.
После вспыхнувших восстаний в Туркестанским крае царским правительством в лице генерал-губернатора Туркестанского края были приняты самые жесткие меры в отношении подавления восстания. Были переброшены большие вооруженные силы и восстание самым жестким образом и беспощадно было подавлено.
Очень характерно при этом объявление, изданное одним областным губернатором, в начале восстания:
"Объявляю туземному населению, что в Ферганскую область уже прибыли войска с артиллерией. Распоряжение этими войсками поручено единолично и самостоятельно мне, военному губернатору. Присланных войск с избытком достаточно не только для того, чтобы усмирить всякую бесчинствующую толпу, но и для того, чтобы разрушить и сравнять с землей всякие поселения, а в городе всякий квартал и даже целый туземный город, где впредь начиная с сегодняшнего дня возникнут такие же беспорядки, кои до сего времени происходили почти во всех городах и во многих местах Ферганской области". Указывая далее на то, что теперь набор рабочих будет происходить с "согласия самого населения" в конце обращения говорит следующее:
"Во избежании скопления толпы, пусть каждый благомыслящий туземец, услышав громкий призыв собраться толпе к такому-то месту, такой-то части, обратит внимание на тех, от кого исходит такой призыв и запомнит их имена. Эти лица созывающие толпу, являются главнейшими единственными виновниками всех тех бесчинств, насилий, поранений и убийств, какие после эта толпа учиняет и единственными виновниками тех жертв (раненые и убитые) которые падают от действий войска с оружием.

Впоследствии, после усмирения беспорядков, будут назначены военные суды, если, как я о том уже просил, Ферганская область будет объявлена на военном положении, то будут немедленно же образованы военно-полевые суды и, после быстрого расследования всех обстоятельств и на основании свидетельских показаний, все те лица виновность которых в созыве толпы будет установлена, будут преданы смертной казни. Если же не удастся обнаружить лиц призывавших туземцев к собранию толпы, то каждое селение, где произошел беспорядок, будет по моему приказанию, разрушено до основания, а земли отобраны в казну. При этом я не буду обращать внимания, ни на медресе и принадлежащим им землям, ни на вакуфы и принадлежащие им земли, ни на мечети и принадлежащие им земли, ни на частные имущества. Повторяю, что в первую голову будут считаться виновными те лица, которые созывали толпу, а если этих лиц мне, или суду население не укажет, то поступлю с селениями и землями тех селений, где впредь будут происходить беспорядки, так как выше сказано".


Так и поступило царское правительство в отношении подавления восстания. Такие жестокие меры были приняты со стороны царского правительства по отношению безоружных трудящихся дехкан.


Перечислить все факты жестокости, которые были при подавлении восстания, невозможно. Я могу остановиться только на отдельных фактах расправы с восставшими киргизами, не успевшими уйти в Китай.

 

Например, один из карательных отрядов на южном берегу озера Иссык-Куль вырезал около 1000 человек, около селения Краснореченского отрядом было убито 200 киргиз, в Токмакском районе убито около 500 человек киргиз, в Посполдоке в одном дворе было зверски истреблено свыше 300 киргиз. Несколько сот киргиз было уничтожено в Нарынском уезде. Тысячами были сожжены киргизские юрты и уничтожено хозяйственное обзаведение. Весь скот и ценнейшее имущество у киргиз было отобрано.
Вот как поступило царское правительство с киргизами, восставшими против невыносимого колониального гнета, за свое освобождение от ига двойного гнета.
"Революционная партия пролетариата большевиков в Средней Азии в это время была загнана в глубокое подполье. Массы российского пролетариата в этот период еще не могли открыто выступить на решительную борьбу с самодержавием в помощь восставшему дехканству". Подъем революционного движения среди них еще был недостаточно высоким. Они смогли активно с оружием в руках выступить только через несколько месяцев, февральско-мартовские дни 1917 года. Восстание колониального крестьянства, поэтому осталось без пролетарского руководства и бея руководства большевистской партии.

Лишенное единой централизованной руководящей организации и, следовательно, единства действий и не имевшие поддержки и руководства со стороны политическо-организованного пролетариата, революционное, национально-освободительное движение трудящих масс дехкан, скотоводов Средней Азии, носившее характер локальных, районных восстаний, было раздавлено царским правительством по частям прежде чем ему на помощь пришла революция из центра России.

Революция 1917 года решила те задачи, которые поставило перед собой восстание 1916 года. Продолжая свою борьбу, но уже не в одиночестве, а в союзе с российским пролетариатом и под руководством большевистской партии, рабочие и дехкане Средней Азии сбросили гнет царского самодержавия и российского империализма, а затем местных эксплуататорских классов, обеспечив тем самым возможность победоносного социалистического строительства в советских республиках Средней Азии и установление полного фактического равенства национальностей СССР. (Из тезисов САБ ЦК ВКП(б))


Бегство в Китай.


Повстанцы не могли вынести тяжести огнестрельного удара и должны были бежать в Китай. Бегство в Китай было тяжелым. Путь был длинным и незнакомым беженцам. Приходилось переходить совершенно незнакомые, высокие и труднопроходимые ледниковые перевалы. Пришлось переезжать в брод десяток больших рек и сотни малых горных речек. Пришлось по несколько суток подряд ехать идти по глухим и темным ущельям, куда не проникает луч солнца и где видны с обеих сторон высокие снеговые скалистые горы. Пришлось преодолевать такие знаменитые по высоте и крутизне перевалы, как "Когур-Олан", "Бедел", "Ак-Огуз" и др., наконец, и такие перевалы, как "Кизил-Су", где нечем свободно дышать: вследствие высоты там на каждом шагу безвоздушные ямы. Многие из этих перевалов и опасных путей пришлось пройти ночью. Остановки и передышки невозможны. Остановка на несколько часов грозит гибелью - сзади по следам беженцев следуют царские войска. Поэтому переход на китайскую территорию киргизам-повстанцам обошелся чрезвычайно дорогой ценой - большими жертвами людей и скота.

Огромнейшее количество скота и немалое количество людей осталось на дороге - на этих ледниковых перевалах, в голодных степях и глухих ущельях. Конечно, при таком массовом и торопливом переходе через эти перевалы без больших жертв не обойтись.
Я расскажу некоторые факты, с которыми мне самому пришлось столкнуться.
Нам пришлось ночью переходить перевал "Бедел". Сперва я провел мать с сестрой и с вьючным верблюдом по единственной узкой верховой тропинке. Тропинка обледенелая, скользкая, чуть засыпанная снегом, проходила по склону ледяной горы. Внизу сиял глубокий, в несколько саженей обрыв. Один неудачный шаг по тропинке, и гибель неизбежна. Благополучно проводив мать и сестру я вернулся обратно на помощь брату, который на половине перевала возился с быком, навьюченным домашними принадлежностями. Продолжая вместе с ним путь, мы увидели, что обрыв был уже наполнен сорвавшимися сверху и сползшими с тропинки вьюченными и невьюченными верблюдами, лошадьми, быками и частично вместе с ними людьми - и беженцы уже пробили дорогу через них, уже люди с вьюченными верблюдами проходят через этих упавших в ледяные ямы животных и людей, опасаясь пройти через тропинку.
Это была ужасная, невыносимо тяжелая картина. Рев обезумевших животных, крики, плач и стоны людей слились в одно. Те плачут, другие зовут по именам может быть уже погибших или заблудившихся, но беженцы но обращают на это внимания, наступают на них ногами и все проходят, проходят дальше, ибо малейшая остановка или замедление грозит смертью им самим.

А сколько мы видели случаев, когда выбившаяся из сил мать бросает на произвол судьбы около дороги грудного ребенка. Мы видели около дороги завернутых в кошмы беспомощных, дряхлых стариков и старух. Они плакали и умоляли каждого последующего проходящего, чтобы они взяли их с собой, или в крайнем случае оставили им продукты питания.

Конечно, при всех этих ужасных случаях пострадала больше всего беднота. Богачам - баям и манапам была большая помощь со стороны, им помогали многие. Они имели все возможности. У них много сильных и сытых лошадей, верблюдов и др. транспортных возможностей - у бедняков этой поддержки и возможности не было.
Но не менее тяжелые условия переживали киргизы захваченные во время бегства царскими войсками. Они вынесли на себе неподдающееся описанию издевательства над человеком со стороны царских чиновников и офицеров, беспощадное убийство и уничтожение, невыносимо тяжелые наказания и мучения, зверские издевательства над женщинами, публичное насилование девушек на глазах матерей и отцов. Царские чиновники оставляли захваченных ими киргиз совершенно на произвол судьбы - как это известно по рассказам захваченных - у них было отобрано все имущество и весь скот.
Вот какие тяжелые моменты переживали киргизские трудящиеся, вследствие подавления восстания.

Устлав погибшим скотом и засыпав человеческими трупами несколько перевалов киргизы перешли па территорию Китая.

Переход в Китай стоил Киргизии потери половины всего имущества и скота и для значительной части самих киргиз - жизни.

Затем по приезду в Китай беженцев, китайская администрации их встретила безобразно, было самое зверское обращение китайских администраторов.
С беженцев брали неограниченные взятки за то, чтобы пропустить их через границу, за то, чтобы пустить на определенный участок и т. д. Брали всяческие взятки но только правительственные органы и должностные лица, но и местная китайская буржуазия.
Все эти тяжести совершенно разрушили наполовину уже разрушенные хозяйства трудящихся киргиз.

Киргизам-беженцам крайне трудно представляло жить в Китае, благодаря бескормице, в силу отсутствия кормов на зиму происходил массовый падеж скота, продавали его за бесценок, была массовая продажа домашнего имущества, кошм, одеял, ковров, ценных одежд, вплоть до домашней посуды и т. д. для того, чтобы добиться хлеба и другого продовольствия. (Для продовольственных целей беженцы продавали не только скот, домашнее имущество, но даже своих жен и детей. Продажа девушек и женщин-вдов принимала массовый характер.)

Много жить беженцам в Китае не пришлось, жили там, примерно, около года и с 1917 года начинают возвращаться обратно.

Колоссальнейшие трудности переживали беженцы во время обратного возвращения из Китая. Нам пришлось идти пешим, за исключением некоторых, которые имели немного скота, перейти все те высокие и самые страшные перевалы, пройти настолько длинное расстояние и пережить всю тяжесть недостатка в продовольствии, начиная с возвращения из Китая среди киргиз-беженцев свирепствовали заразные, тифозные, болезни и др. В дороге в значительном количестве беженцы были обречены на голодную смерть, на степях и перевалах.

В каком положении находятся трудящиеся киргизы после возвращения? В невыносимо тяжелых условиях! В то время существующее временное правительство "керенщина", никакой помощи беженцам не оказывало. Наоборот, поддерживало кулацкие наступления на киргизских трудящихся. Семиреченские кулаки, которые получили первый удар от киргиз, всячески хотели истребить киргиз. Были в практике "охотничьи выезды кулаков для истребления киргиз". Тогдашние документы характеризуют, что Туркестанский комитет временного правительства поддерживал эту практику.
В то время в состав Туркестанского комитета временного правительства входила и местная национальная интеллигенция, при чем, эта интеллигенция происходила из высокого сословия. Например Мустафа Чокаев, который входил в состав Туркестанского комитета временного правительства.

Вы знаете, какую позицию занимала туземная интеллигенция? Она тоже занималась поддержкой политики временного правительства. Контрреволюционная деятельность Мустафы Чокаева известна сейчас всем. Туземная буржуазная интеллигенция, которая находилась в составе временного правительства, не поинтересовалась жизнью трудящихся киргиз и не приняла мер к улучшению их положения.
Они - туземная буржуазная интеллигенция были заинтересованы лишь установить свое взаимное отношение с временным правительством, а последнее придерживалось политики - продолжать истребление киргиз.

Вследствие такого невыносимого тяжелого положения, когда киргизы, возвращаются почти без скота, без хлеба, начинается голод, от голода умирает много трудящихся киргиз. Этому еще помогает специальные охотничьи выезды семиреченских кулаков, для истребления киргиз. Такое положение было в 1917 году до победы Октябрьской революции.
Только Октябрьская революция, свержение диктатуры буржуазии и установление диктатуры пролетариата спасла жизнь трудящихся киргиз. Только после того, как была установлена диктатура пролетариата, организуется помощь трудящимся киргизам. Уже с начала 1918 г. доходит помощь и Советского Правительства киргизам. Был организован специальный комитет помощи беженцам "комбеж", организованы специальные пункты снабжения хлебом и т. д. Эти мероприятия послужили основной помощью для спасения трудящихся киргиз, потерпевших такой серьезный удар, вследствие невыносимой тяжести и разрухи в связи с подавлением восстания.
Затем вы знаете, что по директиве ЦК ВКП(б), тогда еще работал Владимир Ильич, в 1920 году была проведена земельно-водная реформа во всей Средней Азии, особенно в Джеты-Су. В 1920 же году была создана специальная организация бедноты "союз кошчи", которая послужила основной силой для проведения земельно-водной реформы.
Земельно-водная реформа 1920-1921 гг. была исключительно направлена на разрушение остатков колонизаторской политики в Джеты-Су. Только благодаря этой реформе, были возвращены обратно киргизам - трудящимся отобранные у них земли, только благодаря этим мероприятиям были землеустроены киргизы - беженцы. Правда, эта земельно-водная реформа имела свои недочеты, в то время мы не могли еще непосредственно ударить по киргизской национальной буржуазии - байству и манапству, но это была реформа, которая оправдала свою задачу с точки зрения разрушения позиции колонизаторов в Джеты-Су.


Общие политические выводы.


Восстание 1916 года в Средней Азии в том числе и в Киргизии являлось национально-освободительным движением, которое было направлено против колониального гнета и грабежа Российского империализма.

Этим можно объяснить революционное значение восстания. Поэтому мы придаем большое значение восстанию туземного населения Туркестанского края, поэтому оно (восстание) останется в истории нашего революционного движения, поэтому сегодня мы с вами воспоминанием подчеркиваем и обсуждаем все моменты и делаем соответствующие выводы. "Восстание 1916 года было национально-освободительной войной против господства в Средней Азии Российского империализма по преимуществу военно-феодального". "Для успеха национальной войны, - говорит Ленин - требуется либо соединение усилий громадного числа жителей угнетенных стран, либо особо благоприятное сочетание интернационального положения (например: парализованность - вмешательство империалистических держав, их бессилием, их войной, их антагонизмом и т. д.), либо одновременное восстание пролетариата одной из крупных держав против буржуазии"... (Ленин, соч. т. XIX. изд. II, стр. 184). Ни одного из указанных Лениным условий для победы восстание 1916 года не имело, чем и объясняется его поражение. Но все уроки восстания убеждали его главную движущую силу - дехканские, скотоводческие массы и пролетарские и полупролетарские элементы коренного населения городов в том, что единственный путь для их победы - это путь борьбы в тесном союзе с российским пролетариатом и крестьянством под руководством первого (из тезисов САБ ЦК ВКП(б)).
Трудящиеся Киргизии и Средней Азии в то время хотели сбросить двойной гнет: с одной стороны, колониальную политику царизма, с другой - зверскую эксплуатацию местной буржуазии, но трудящимся не удалось достигнуть этой цели, восстание кончилось поражением.

Царское правительство беспощадно подавило это восстание, но оно не осталось безрезультатным. Вы знаете, что восстанием 1916 года дехкане показали свою классовую сущность, свое классовое недовольство господству буржуазии и классовую солидарность с революционным рабочим классом, классом, который в то время проводил колоссальнейшую работу в области подготовки пролетарской революции.
Своим массовым выступлением трудящиеся дехкане, ослабили позиции империализма на Востоке и облегчили разрешение революционных задач, помогли революционному пролетариату успешно завершить Октябрьскую революцию.
Поэтому мы вправе будем подчеркнуть, что это восстание безусловно показало солидарность трудящихся киргиз с рабочим классом, их единство в вопросах свержения диктатуры буржуазии и установления диктатуры пролетариата, которая служит единственным средством освобождения трудящихся масс от гнета и эксплуатации.
Отсюда можно сделать вывод, что после февральской революции захватившая власть буржуазия, безусловно, не оказалась способной поддержать трудящихся киргиз, получивших большой империалистический колониальный удар во время восстания, и только после Октябрьской революции и завоевания диктатуры пролетариата киргизы-трудящиеся получили необходимую поддержку.


III. От колониально-империалистического угнетения, грабежа и бесправия - к социализму.

Правильная политика коммунистической партии, правильная политика соввласти, которая проводится по всей территории Советского Союза после Октябрьской революции, после завершения диктатуры пролетариата, безусловно обеспечила проведение ряда колоссальнейших мероприятий.

Когда скотоводческие массы поднялись на открытую вооруженную борьбу против колониального грабежа, то царское правительство победив восставших, решило очистить от коренного населения целые уезды и заселить их поселенцами. Дехканско-скотоводческие массы победившие впоследствии в союзе с пролетариатом и под его руководством, не дали осуществиться этим планам и революционным ударом раз на всегда уничтожили систему колониального гнета и грабежа.
Урезав аппетиты кулака-переселенца, передав его землю обратно киргизам (реформа 1920 года), советская власть и партия объединила в одну семью трудящихся переселенческое крестьянство и трудящиеся массы местного дехканства и скотоводов и организовало их на совместную борьбу против кулака-переселенца, против бая-манапа - за пятилетку, за хлопок, за социалистическую революцию скотоводческого и земледельческого хозяйства в Средней Азии, за ликвидацию кулачества-байства, как класса на базе сплошной коллективизации.

Царское правительство гнало дехкан и скотоводов Средней Азии на тыловые работы для войны, которая велась во имя интересов Российских крепостников и империалистов для захвата Галиции и окончательного придушения свободы украинцев, для захвата Армении, Константинополя и т. д. (Ленин), для захвата и грабежа новых колоний. Сопротивление масс этой мобилизации, царизм сломил силою оружия.
В результате Октябрьской победы 1917 г., трудящиеся массы Средней Азии под руководством пролетариата и его большевистской партии создают национальные части, являющиеся неразрывными частями рабоче-крестьянской Красной армии для защиты социалистического отечества, для окончательной победы над мировым империализмом, для ликвидации самой возможности возникновения империалистических войн, подобных войне 1914 года, для полной ликвидации какого бы то ни было господства империалистов над колониями.

В происходящем сейчас наборе призывников 1909 года трудящиеся массы Средней Азии посылают своих сынов в ряды Красной армии с воодушевлением, ибо это есть набор не в армию грабежа и угнетения, а в армию защиты их кровных интересов от посягательств мировых империалистических разбойников, их кулацко-байской агентуры - басмачества. (Из тезисов САБ ЦК ВКП(б))
Под руководством коммунистической партии и при активной поддержке рабочего класса и трудящихся масс СССР, благодаря бурно растущей активности трудящихся масс Киргизии, мы успешно и быстро сумели выполнить колоссальнейшие задачи поставленные партией по восстановлению разрушенного народного хозяйства.
Благодаря правильности политики пашей партии и советов мы сумели разрешить национальный вопрос, правильно проводим ленинскую национальную политику, что сплотило трудящихся всех национальностей единым фронтом штурмующих остатки капитализма и строящих социалистическое общество. Именно эта политика обеспечила правильное своевременное успешное разрешение ряда хозяйственно-политических задач поставленных партией.

Быстрое разрешение зерновой проблемы объясняется исключительно правильностью решений партии, правильностью разрешения национального вопроса.
Успехи, которые мы инеем в области коллективизации и реконструкции сельского хозяйства, также объясняются правильностью этой политики.
Мы сейчас успешно проводим ликвидацию кулачества, как класса, под руководством компартии и революционного пролетариата киргизские трудящиеся массы неослабно, регулярно, крепко, твердо и настойчиво наступают на остатки капитализма в пашей республике.
Трудящиеся Киргизии, которые во время восстания 1916 года выразили свою ненависть и недовольство против эксплуатации байско-кулацких элементов, сейчас на основе сплошной коллективизации уже проводят ликвидации их как класса. Вот какие колоссальнейшие мероприятия, колоссальные политические победы обеспечила наша компартия и революционный пролетариат киргизским трудящимся массам.
Под руководством коммунистической партии, при активном участии рабочего класса и трудящихся масс всех национальностей Советского Союза, мы безусловно выполним задачи поставленные партией в области разрешения животноводческой проблемы, в области коллективизации, а также безусловно на основе социалистической реконструкции сельского хозяйства мы разрешим и хлопковую проблему.
Последовательно успешно выполняя программу поставленную партией и советами на 3-й решающий год пятилетки, мы с тем же успехом, который в годы предыдущие сможем выполнить те колоссальнейшие задачи поставленные перед нами партией в деле построения социализма в нашем Советском Союзе.

Б.Исакеев: Киргизское восстание 1916 года
 Доклад на собрании рабочих "Интергельпо" и "Железнодорожников", в связи с 15-ти летием восстания 1916 года

КИРГОСИЗДАТ 1932 г.