Восстание 1916 года в Казахстане: взгляд через столетие

Одним из важнейших исторических событий на пути к независимости нашей страны является национально-освободительное восстание 1916 года, которое сегодня требует всестороннего рассмотрения и осмысления. Восстание охватило Казахстан и Центральную Азию, поэтому в историографии оно известно как Среднеазиатское восстание 1916 года. При этом существовало несколько очагов восстания. На территории Казахстана самыми крупными очагами восстания стали Жетысу и Торгай.

Поводом для восстания стал царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужского населения Центральной Азии в возрасте от 19 до 43 лет на тыловые работы в ходе Первой мировой войны. Указ стал лишь последней каплей народного терпения в череде притеснений и несправедливой колониальной политики царизма, десятилетия столыпинских реформ.  Национально-освободительное восстание в Казахстане и Центральной Азии 1916 года можно поставить в один ряд с такими историческими событиями как Пасхальное восстание в Ирландии и Великое арабское восстание, которые также имели место быть в 1916 году и также носили национально-освободительный характер.  В первые дни июля восстание вспыхнуло в различных городах нынешнего Таджикистана и Узбекистана - Худжанде, Ташкенте, Самарканде, Джизаке, в Ферганской долине.       11 июля 1916 года на жайлау Каркара в Алматинской области состоялся съезд 16 волостей, на котором было принято решение о неподчинении царскому указу.  «Пусть лучше погибнут старики, чем погибнут дети», - единогласно решили старейшины. Восстание в Каркаре возглавили Узак Саурыков и Жаманке Мамбетов. Среди активных участников событий следует отметить Турлыкожу, Аубакира, Бекдайыра. Земля ежегодной Каркаринской ярмарки, место праздника и веселья превратилось в кровавое поле боя.

Предгорья Алатау, глубокие ущелья и скалы стали свидетелями одной из самых трагических и вместе с тем героических страниц нашей истории. Десятки тысяч людей погибли, были вынуждены бежать в Китай. (Сегодня многие из представителей казахской диаспоры в Китае - именно потомки беженцев 1916 года.) Лидеры народного восстания Узак и Жаманке были отправлены в тюрьму города Каракол и казнены. Восстание в Каркаре, известное также как восстание Албан было описано в произведении Мухтара Ауэзова «Лихая година». Мухтар Ауэзов приложил большие усилия для изучения Каркаринского восстания и событий в Центральной Азии 1916 года в целом. Его произведение «Зарницы» посвящено проведению мобилизации на тыловые работы и восстанию в родной для него Восточно-Казахстанской области. Изучал писатель и участие в восстании 1916 года кыргызов, проводя много времени на Иссык-Куле.  29 июля в Райымбекском районе Алматинской области прошло мероприятие в честь 100-летия восстания 1916 года. В райцентре Кеген установлен памятник.  На месте начала восстания в местности Ереуилтобе был открыт музей.  Памятник на том месте был установлен в 1986 году. Так была воплощена в жизнь идея Ораза Жандосова, выдвинутая им еще в 1926 году. Руководителями восстания в Жетысу стали Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин, Али батыр.  Восстание 1916 года в Жетысу было воспето народным акыном Жамбылом, который посвятил этому знаменательному событию множество произведений. Активно участвовал в восстании и певец Кенен Азербаев, который также посвятил батыру Али поэму. Песня Кенена «Булбул» рассказывает о невзгодах певца, которые ему пришлось пережить после подавления восстания, спасаясь от карательных отрядов и разделяя тяжелую участь с соратниками по оружию - кыргызами. Центром восстания в Жетысу стала местность Ушконыр вблизи Алматы - родные края нашего Президента. Восстал и народ Кордая, Отара, Чу, Мерке, окрестностей Тараза, других районов Алматинской и Жамбылской области. Порой Чу-Меркенское восстание выделяют в отдельное.  В восстание были вовлечены Турар Рыскулов и Ораз Жандосов - впоследствии видные общественные деятели Казахстана. Восстание было подавлено с особой жестокостью, аулы разорялись карательными отрядами. Имя Семиреченского генерал-губернатора Куропаткина стало олицетворением жестокости царизма по отношению к народу. Бекболат Ашекеев был повешен карателями на сопке Боралдай недалеко от Алматы 9 сентября 1916 года. Токаш Бокин попал под суд, но был освобожден в связи с Февральской революцией. Февральская революция остановила преследования восставших. Руководитель федеративной демократической России Александр Керенский еще до Февральской революции и прихода к власти, будучи депутатом Госдумы критиковал царские власти за безжалостность к населению Центральной Азии в ходе восстания 1916 года, оправдывал мотивы и действия повстанцев.  В честь батыров Бекболата и Али в Алматинской области названы поселки. Имя Токаша Бокина носит одна из улиц Алматы, ему установлен памятник в центре города.

Восстание в Жетысу охватило не только юг Казахстана, но и Кыргызстан. В июле - августе 1916 года оно охватило территорию от Кара-Балты до Каракола, Чуйскую долину и Иссык-Куль. После подавления восстания, тысячи людей были вынуждены бежать в Китай. Проходя через высокогорные реки, перевалы, ущелья осенью 1916 года, люди погибали от голода, холода, болезней, срывались с обледеневших гор, тонули, попадали в руки карателей. В Китае беженцам тоже пришлось несладко, никто не ждал их с распростертыми объятиями. В истории Кыргызстана эта трагедия известна как Чон уркун -  Великий исход. Бок о бок с казахами и кыргызами в восстании участвовали и уйгуры. Тохнияз батур, Муса Изиз, Аюп Абдулла и другие воевали вместе с Жанабай батыром.  Дольше всего восстание 1916 года продолжалось в Торгае - регионе на юге Костанайской области. Оно охватило не только 13 волостей Торгая, но и соседние с ним регионы - Карагандинскую (Улытау), Актюбинскую (Иргиз), частично Акмолинскую и Кызылординскую области. Изначально восстание возглавили Абдыгаппар Жанбосынов и Шолак Оспанов. Впоследствии Абдыгаппар был провозглашен амиром - предводителем, а Амангельды Иманов - сардаром, то есть полководцем, военным руководителем сарбазов - повстанцев. Благословение руководителям восстания дал бий Досай. В истории повстанцы Торгая известны именно как сарбазы Амангельды.  Восставшие создали свой совет - Кенес. Был организован сбор оружия, введены налоги на поддержку вооруженной борьбы. Большую роль в восстании сыграли кузнецы, которые снабжали повстанцев оружием. Абдыгаппару и Амангельды удалось привлечь под свои знамена 50 тысяч сарбазов. Активное участие в руководстве восстанием приняли Алиби Джангильдин, Кейки батыр и Айжаркын Канайулы.  Айжаркын и его соратники перенесли восстание на территорию Актюбинской области, Иргиза, Кызылординской области.  22 октября 1916 года сарбазы Амангельды окружили Торгай. Подавлять повстанцев был отправлен отряд во главе с генерал-лейтенантом Лавреньтьевым. Повстанцы отступили от Торгая, но им удалось уйти на зиму глубоко в степь, в хорошо вооруженный тыл. Амангельды удалось создать не только дисциплинированное войско, но и организовать крепкий тыл, хорошее снабжение. Поэтому восстание в Торгае было наиболее успешным. Стоит отметить, что лидеры Алаш-Орды не хотели кровопролития народа. В отличие от старейшин Каркары они считали: пусть лучше мобилизованный отправится на прифронтовую зону, но народ спасется от карателей. После Февральской революции комиссаром Торгая стал Алихан Бокейханов, а после установления советской власти - Алиби Джангильдин. После Февральской и Октябрьской революций восстание в Торгае поменяло характер.  Часть повстанцев - в том числе Амангельды и Джангильдин стали воевать за установление советской власти, тогда как Кейки батыр, Абдыгаппар выступили против нее. В итоге лидеры восстания, кроме Джангильдина, стали жертвами гражданской войны. Многие из повстанцев впоследствии поднимут новое восстание - уже в 1929 году против коллективизации. Именно тогда и погиб Айжаркын Канайулы. В этом году премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым на встрече с российском коллегой Дмитрием Медведевым был поднят вопрос о возвращении черепа Кейки-батыра, погибшего в 1923 году от рук большевиков. Ставший красным командиром Амангельды, погибший в 1919 году, в советское время считался едва ли не самым главным батыром казахского народа. В 1936 году был снят фильм «Амангельды» - первое детище казахского кинематографа. Имена Амангельды Иманова и Алиби Джангильдина присвоены улицам в столице нашей Родины - Астане, в Алматы, Костанае, Аркалыке, Кызылорде, многих других городах и селах страны. Героям поставлены памятники, в их честь названы районы в Костанайской области, поселки по всему Казахстану.

Если в одних регионах народ в ходе восстания выступал против волостных управителей, творивших несправедливость в ходе мобилизации, то в других местах волостные и старейшины сами становились во главе восстания. Так, в Карагандинской области во главе недовольных встал Нурлан Кияшев. Недовольство проявлялось в Павлодарской области, на востоке и западе страны. В ходе подавления восстания в Урджарском районе на востоке страны много народу погибло и было вытеснено в Китай. Среди них певец Асет Найманбаев, который так и умер на чужбине.  На тыловые работы были призваны тысячи людей. Среди них - поэты Сабит Донентаев и Иса Байзаков, писатель Сапаргали Бегалин. Донентаев посвятил мобилизации стихотворение «В Экибастузе». Он был призван сначала на работу на железной дороге в Экибастузе, а затем отправлен рыть окопы под Ригу, в Латвию. Бегалин был призван на прифронтовые работы в Ленинградской области. Ису Байзакова призвали с братьями и отцом на угольные шахты Кузбасса, хотя ему было лишь 16, а отцу - далеко за 50. Такая несправедливость была в ходе мобилизации. Волостные управители часто мстили обидчикам за старые обиды, отстраняли от призыва своих близких и вносили в списки своих неприятелей. Мобилизация на тыловые работы и восстание 1916 года описаны в произведениях Сабита Муканова, Калмухана Исабаева, Бауыржана Момышулы. Народная память сохранила кюй Дины Нурпеисовой «1916», песню «Самалтау».  В советское время восстание 1916 года рассматривалось как предпосылка к Октябрьской революции, сегодня есть возможность рассмотреть эти события всесторонне. Это был поистине шаг на пути к независимости, забывать который мы не вправе.

Автор: Аскар Даирбек

Источник: Сарбаз